Архив новостей

Крановая техника

Грузоподъемность подъемных кранов мостового типа варьируется в достаточно широком диапазоне – от 100 кг до 1000 тонн. Поэтому этот критерий является одним из оснований для разделения данных подъемных устройств на группы.

Миникраны имеют грузоподъемность от 100 кг до 2000 кг и на данный момент наиболее наглядно представлены модульными системами типа КВК со специальным закрытым профилем пути.

Аналог подобной системы был разработан в ВНИИПТМАШ  еще в 70-е  гг. прошлого века. Однако дальше испытаний пробных образцов дело не пошло.

Краны мостового типа грузоподъемностью до 20 т считаются легкими. Эта группа  представлена кранами с очень разными параметрами. Единственное сходство – все модели изготавливаются на базе унифицированных узлов.

Большинство легких кранов представлены в однобалочном исполнении. В качестве подъемного механизма используется электроталь. Краны этой категории – пожалуй, самая массовая грузоподъемная продукция, на комплектацию которой расходуется почти 100% всех выпускаемых электроталей.

Интервал от 16(20)т до 100т – краны переходной грузоподъемности, которые  изготавливаются по индивидуальным проектам на основе апробированных конструктивных решений.

Краны грузоподъемностью более 100т уникальны каждый по-своему. Это редкий случай, и такие краны тоже, как правило, изготавливаются на заказ.

Основная масса легких кранов изготавливается по ГОСТ 7890 (для подвесных) и ГОСТ 22045 (для опорных). Краны грузоподъемностью до 10т не нужно регистрировать в органах Ростехнадзора, а это значит, что разработка и изготовление этих кранов доступны практически каждому. Конструкторская документация покупается у известного разработчика, разрабатывается самостоятельно или выводится путем эскизирования натурных образцов.

Электротали, моторредукторы и прочие комплектующие покупаются у поставщиков. И вот уже кран продается и отгружается на объекте заказчика. Стоит ли говорить о том, что краны таких «мастеров» часто грешат серьезными недоработками, список которых можно перечислять очень долго.

Контролировать качество продукции может только сам изготовитель. И в этом случае все недоработки и дефекты приходится разгребать заказчику.

Здесь уместно вспомнить недалекое прошлое. После 1975 года в ВНИИПТМАШ была разработана принципиально новая серия подвесных кранов. Это были краны с ходовыми колесами без реборд, направляющими роликами и подвижной концевой балкой, изготовленные в соответствии с самыми высокими стандартами качества. Разумеется, эта модификация была очень перспективна.

Однако распался Союз, заводы стали закрываться. А те, что сохранились, уже не пытались соблюдать высокие стандарты, принятые на послевоенных производствах. Краны стали изготавливаться за пределами норм ГОСТ, с произвольным выносом пролетов и длиной кранов. В настоящее время почти все изготовители делают краны по собственным техническим условиям, взятым, так сказать «с потолка».

Наиболее значимые метаморфозы претерпели навесные моторредукторы. Сейчас на краны устанавливаются мотор редукторы отечественного или импортного производства. Эту замену можно считать обоснованной, поскольку современные отечественные крановые заводы уже не могут конкурировать с западными.  Помимо моторредукторов стали использоваться импортные шкафы электрооборудования с высокой степенью защиты

Колеса

Ходовые колеса легких кранов могут выйти из строя по множеству причин. А значит, конструкция должна не только обеспечивать правильное взаиморасположение колес, но и позволять легко демонтировать колесо.

От колесных реборд давно пора отказаться. Именно реборды создают ненужное сопротивление и увеличивает износ всех приводных узлов сразу.

В качестве приводов целесообразно использовать покупные отечественные или зарубежные моторредукторы. Широкий ассортимент позволяет подбирать моторредукторы с двигателями определенной мощности, с любым передаточным отношением, по выгодной цене.

Зарубежные фирмы-производители рекламируют приводной колесный блок для опорных кранов. В этом блоке слиты воедино колесо с подшипниками, моторредуктор и даже буфер. Также существует аналогичный неприводной блок. Если закупить готовые колесные блоки, то создание крана можно свести к изготовлению металлоконструкций и достаточно примитивному электромонтажу.

Легкие опорные краны передвигаются на четырех ходовых колесах. Дальше количество колес растет по мере увеличения грузоподъемности, и краны грузоподъемностью 5 тонн устанавливаются уже на 16 колес. Определенно, такой подход требует более подробного анализа.

Концевые балки опорных и подвесных кранов являются промежуточными элементами, однако также имеют свои особенности в разных видах кранов.

В опорных кранах используется трубчатая балка прямоугольного сечения, к которой сверху или сбоку пристыковывается несущая балка (одна или две) или ферма. На однобалочных кранах это соединение обычно дополнительно усиливается раскосами.

У подвесных кранов конструкция концевых балок более сложная. Создается подвижное соединение, которое позволяет исключить риск возникновения распорных нагрузок в конструкции крана.

Несущие балки – наиболее вариативный элемент легких кранов. Основной фактор, от которого зависят их параметры, – величина пролета. Если на малых пролетах вполне  достаточно двутавра, то при длине пролета более 16 м несущая балка однобалочного крана постепенно преображается в ферменную конструкцию.

Главная опасность для несущих балок легких опорных кранов – всевозможные перегрузки, поэтому тали должны обязательно снабжаться ограничителями грузоподъемности.

Электрооборудование. Следовало бы однозначно определить требования, расширить область обязательной установки ОГП, а также принять более строгие требования к постам управления.

В современных кранах обязательно должен использоваться закрытый троллейный токоподвод и реечный подвес кабеля.

Тали. Основная масса зарубежных кранов комплектуется совершенными современными талями с минимальным вертикальным подходом, ограничителем грузоподъемности и встроенным канатоукладчиком. Также могут оборудоваться регистратором параметров. Двигатели используются двухскоростные, со встроенными тормозами.

Управление талью и краном осуществляется на токе безопасного напряжения; на случай возникновения экстренной ситуации имеется кнопка общего выключения.

Вот такими могли бы быть почти идеальные универсальные легкие краны.